суббота, 2 февраля 2013 г.

Антипотребление: выбор современного общества

Смотрю я вокруг и понимаю, что современный маркетинг сделал все, чтобы люди перестали хотеть то, что им навязывают. Система мотивации: купи и станешь счастливым, богатым, привлекательным, сексуальным и вообще, прогнила и уже начала разлагаться. Появилась масса вариантов и альтернатив магазинам, потому население в ТЦ ходит реже, денег оставляет в разы меньше. Приходится цены на товар повышать, прикрываясь ценниками с -30%, предоставлять кредиты и рассрочки  выдумывать варианты впаривания материального счастья населению. Но, лично у меня четкое ощущение, что люди "наелись" и перестали переплачивать за понты. Зачем нужен новый ноутбук, даже в рассрочку, если и старый еще ничего? Зачем платить сумасшедшие деньги за косметику в магазине, если можно заказать через посредника раза в три дешевле? Да и не нужно столько баночек - вполне можно обойтись одним хорошим кремом.

Тут производители почесали репу и решили, что раз не покупают по-хорошему, то будут по плохому и запустили в дело синдром предварительного устаревания. Это такая техника, что  вещь уже на производстве запрограммирована на поломку через какое-то время. Ремонту не подлежит, и потому хочешь-не хочешь, а новую вещь ты купишь. В ответ, покупатели просто минимизировали покупки. Иногда это напоминает холодную войну между покупателем и продавцом/производителем. Первые пытаются сэкономить или обойтись меньшим, вторым навязывают, чаще всего, ненужные покупки, говоря, что вот без "этого" уж совершенно точно не жизнь.

На какие только уловки не идут покупатели - лишь бы тратить меньше и обойти корпорации.
1. покупают одежду в секонд-хендах. Вы когда-нибудь видели такие толпы женщин в обычных бутиках? А тут обычно ажиотаж.
2. Заказывают через Интернет, с китайских сайтов, с помощью посредников и проч.
3. Меняются или отдают даром вещи, организовывая круговорот вещей, минующий производство.
4. Отказываются от покупок в принципе, предпочитая тратить деньги на путешествие, образование (или вообще не зарабатывать, а побольше отдыхать и уделять время своей жизни и семье).

а вот уловки (самые явные, я уже не говорю о мерчендайзинге и прочих научных повышениях продаж) на которые идут производители:
1. Добавляют какой-то минимум в уже имеющийся товар и громогласно называют егоуникальным, лучшим, прекрасным. Яркий пример: бритвы Джилетт, что раз в месяц выпускают новую ручку для бритвы в "уникальном и совершенно новом дизайне", а еще добавляют пару новых лезвий для улучшенного бритья. Я вообще не понимаю, откуда у мужчин бывает на коже раздражение, если им предлагают такие бритвенные нано-технологии?
2. Повышают цены на 50% и объявляют о своих супер-скидках до - 30%.

3. Меняют моду со скоростью звука: узкое и черное, а через месяц уже цветастое и широкое. Хотя я так понимаю, основная масса населения уже плюнула на это дело и одевается так, как им удобно.
4. Для меня это новый тип "развода", который называется "дополнительные услуги", в магазинах большой техники. Вам просто предлагают какие-то странные ненужные услуги, причем очень активно.  Например, моей подруге всего за 200 гривен предложили проверить плазму при покупке. Что же входит в эту чудо-услугу? Телевизор распаковали и включили в розетку: "Он работает!" торжественно объявил продавец и запаковал его обратно. Нехило так, да? Моему отцу, при покупке фотоаппарата предлагали его "настроить" за 300 гривен. Никто толком не мог объяснить, что это означает, но предлагали очень активно, а когда он отказался от "проверки", продавцы не только потеряли к нему всякий интерес, а даже отказались выписать гарантийный лист. Очень хороший сервис, да. Иногда стоимость включают бесчисленное количество каких-то порошков и примочек, которые покупатель не заказывал, но ему их пробивают через кассу, говоря, что он обязан их купить.
5. Выпускают изначально недолговечные вещи, которые ломаются сразу после окончания гарантии.
6. Запускают "мифы и легенды" о том, что шопинг, это лучшее развлечение молодых девочек, мол, они жить без него не могут и только о нем и мечтают.

В общем, что я могу сказать? Покупайте только нужный минимум. И да, счастье не в вещах и не в покупках.
«Статистика говорит, что мы стали потреблять в 26 раз больше, но опросы показывают, что счастливее в 26 раз мы не стали.» (с)

2 комментария:

  1. Абсолютно согласна со статьей, надоело работать на приобретение чего-то там модного,и раздражает, когда быстро и безвозвратно ломается необходимая техника, такая, как пылесос или холодильник.

    ОтветитьУдалить
  2. Не согласна со статьёй.Вы написали об образе жизни,который вы исповедуете.А вот сегодня наш ТЦ Донецк-сити объявил глобальную супер-пупер распродажу.И такой ажиотаж был - мама не горюй.Все обвешанные пакетами ушли. Хотя цены реально как вы пишите увеличили на 50 - снизили на 30

    ОтветитьУдалить