воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Сумки из джинсов, или сама себе хозяйка

По планете идет движение reuse, которое можно перевести с английского как "повторное использование". Существует множество примеров, когда из чего-то, казалось бы, ненужного изготавливают полезные вещи. Например, модным трендом стали сумки, сшитые из рекламных баннеров, обувь, изготовленная из отработанных шин, и даже жилье из стеклянных бутылок. К сожалению, в Украине такие примеры пока единичны. И тем ценнее встретить человека, который нашел свою нишу и не только делает что-то полезное из бросовых материалов, но и зарабатывает на этом. О таком бизнесе мы поговорили со Светланой Терешенко из Чернигова, которая шьет и продает сумки, рюкзаки, торбы для походов в магазин и клатчи, сделанные из ношеных джинсов и мужских рубашек.


С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ



У Светланы нет  образования, хотя приучить к швейной машинке ее пытались с самого детства. Тетя-портниха часто просила помочь: что-то подшить, приметать, отгладить, но в тот момент интереса у девочки не было. Она до сих пор не умеет шить одежду, хотя проводит за швейной машиной дни и ночи напролет. "Первая машинка у меня появилась в детстве — дедушка ее выиграл в лотерею. Я как-то спокойно к этому отнеслась — думала, лучше бы куклу подарили. Стояла она в виде тумбочки долгие годы невостребованной, хотя рукоделие и было в моей жизни всегда: я вышивала, вязала и мечтала о джинсовой сумке. То, что покупалось на рынке, обычно было с некачественной тонкой подкладкой, молниями, которые сразу ломались, не с такими, как хотелось, карманами и т. д. И вот лет семь назад я сняла со швейной машинки вазон с алоэ и, толком не понимая, как пользоваться этим агрегатом, сшила себе из старых джинсов сумку мечты. А там еще одну и еще, уже для подруг и друзей", — вспоминает Светлана. Потом решилась начать продавать. "В первый раз было очень страшно. Я не профессионал и все делаю по наитию, поэтому боялась, что клиентам не понравится, но покупатели остались довольны: я всегда стараюсь шить качественно".
Первое время Светлана совмещала хобби с основной работой и шила в выходные и после работы. Признается, что день на работе тянулся долго, и все время она думала только о том, чтобы вернуться домой и заняться любимым хобби. А два года назад она решила уйти в свободное плавание с капиталом в 10 долларов. Так ее любимое занятие превратилось в единственный источник дохода.
ОХОТА В СЕКОНД-ХЕНДЕ
Все необходимые материалы Светлана покупает в секонд-хенде. Основа ее сумок — джинсы, принты со старых футболок, а для подкладки используются мужские рубашки. Сейчас покупки в таких магазинах — дорогое удовольствие, поэтому "доноров" (так мастерица называет вещи, которые трансформируются в ее шедевры) выбирает в дни, когда цены там падают. Правда, если что-то запало в душу, то за ценой не постоит.
Вложения в работу получаются существенными — кроме самих брюк, приходится покупать нитки (моток — около 200 грн), иглы (ломаются они часто, пробивая плотную джинсу), фурнитуру (цены на хорошие молнии и заклепки стартуют от 20—30 грн). Также для работы девушка докупила оверлок и ручную швейную машину. Требования к вещам, которые станут сумками, довольно серьезные, особенно к качеству ткани — она должна быть крепкой, без пятен и дыр. "Мне везет: очень часто в секонде попадаются новые джинсы, которые просто много пролежали на складе. Кожаные ремни приходится заказывать отдельно. Иногда удается найти поясной ремень в "Б/Утиках", который потом будет служить ручкой для сумки", — рассказывает об особенностях охоты на материалы Светлана.
Из одной пары джинсов, как правило, получается одна сумка. Хотя бывает, что задумка может потребовать и 2—3 пары. Сложность также в том, что джинсы — это не отрез ткани, а четыре лоскута, из которых нужно выкроить необходимое. Одна сумка шьется около трех дней, поэтому при всем желании Света не может делать больше десяти моделей в месяц.
ПРИНТЫ ИЗ ФУТБОЛОК
Все сумки очень разные, повторов не бывает. Иногда идеи рождаются из принта на футболке, иногда — из увиденной где-то модели. "Сумки с принтами появились тогда, когда я не сдержалась и купила в секонде очень поношенную футболку "кошачьего" размера — меня очень зацепил рисунок. Носить футболку было невозможно, и я придумала вариант сумки с таким изображением. Это исключительно декор, но для сумки он должен быть плотным. Я два года билась над решением задачи, как тонкую футболку уплотнить так, чтобы рисунок сохранился, а сумка оставалась прочной и держала форму", — гордится Светлана. Фотографии принтов она складывает в отдельную папку на своей странице в "Фейсбуке", чтобы клиенты выбрали понравившиеся варианты.
ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Сшить хорошую вещь — половина дела: надо еще найти покупателя. Мастерица перепробовала много и реальных, и виртуальных площадок для продажи своих творений. Остановилась на двух: у нее есть своя страница в соцсети, где она показывает новинки, общается с клиентами, рассказывает о приключениях уже "усыновленных" сумок, а также профиль на международном сайте продаж хендмейда Etsy. Были и другие варианты: "Я пробовала выставлять свои вещи на многих украинских сайтах для продажи рукоделия, но это замкнутый круг — там сидят только мастера, которые пишут друг другу комплименты, но ничего не покупают. Так как цены у меня высокие, я стараюсь выходить за рубеж — мои сумки носят в Америке, Италии, Польше. Но большинство клиентов все-таки украинцы".
О РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ
Во время общения в соцсети мастерица проговаривает с клиентом цвет, рисунок и модель сумки. Затем идет предварительный пошив, и только полностью убедившись, что клиенту все нравится, Светлана ее отшивает. Она утверждает, что именно клиенты бросают ей вызов и помогают развиваться — кому-то нужен рюкзак, а кому-то — маленький клатч: все время приходится учиться делать что-то новое. "Большинство клиентов стали мне друзьями, — рассказывает Светлана. — Заказывают уже на подарки друзьям и родным — это очень тешит самолюбие".
ЧЕГО ЭТО СТОИТ
Свой труд и талант дизайнер уважает, поэтому и цены на ее сумки по украинским меркам довольно высокие. Такая позиция пришла со временем. "Когда я только начинала, то не умела калькулировать свою работу. И опытные мастерицы давали "ценные советы" вроде "посчитай стоимость материалов и умножь на два". А так как у меня не очень дорогие материалы, но вложена масса сил и труда, мне было обидно отдавать их практически даром. Например, есть кусок материи и молния — ее можно вшить пятью разными способами. При этом кое-как или очень качественно. Я вкладываю много сил, терпения и времени в свою работу — и считаю, что это все должно достойно оплачиваться, что и подтверждают мои клиенты. Меня радует, что люди в Украине начали понимать ценность вещей, сделанных специально для тебя, да еще и таких, которые не вредят планете", — объясняет свою ценовую политику Светлана. В среднем одна ее сумка стоит 1 тыс. грн, а небольшой клатч — около 500 грн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий