Думаю, Иван Федоров, представляя свой печатный станок на съезде переписчиков, слышал критику: «Да кому это нужно? Нерентабельно совершенно, есть такие прекрасные монахи -переписчики книг, зачем вот эта бессмысленная громадина вообще нужна?».
Когда автомобиль пришел на смену лошади с тележкой, циники-ретрограды наверняка качали головами: «Ну и что это за громадная вонючка? И зачем эта скорость нужна, еще врежешься в кого-то? То ли дело, старый добрый конь! Кстати, вы не думали о том, куда девать стада ненужных лошадей, когда все пересядут на ваше это нововведение? То-то же!».
Мне кажется, с электромобилями ситуация такая же. И максимум за десятилетие мы перейдем от: «И зачем нужен этот бессмысленный Интернет» до «Как это, нет Интернета уже 30 минут? Все пропало». Просто замените «Интернет» на «электромобиль».
Здесь мы поговорим о многообещающей тенденции и проблемах, с которыми нынче может столкнуться владелец новинки.
История
Электромобиль появился раньше привычных нам автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. На первых порах он ничем не уступал бензиновым собратьям – ни по скорости, ни по пробегу на одном заряде. Правда, из-за того, что тогда не изобрели еще преобразователи временного тока в постоянный, заряжать электрокар было проблематично. Потом нашли дешевую нефть, и массовым стал автомобиль на двигателе внутреннего сгорания, а не электромобиль. Этот статус кво с тех пор поддерживается воротилами нефтяного бизнеса. Например, в 2002 году в Америке у владельцев (и арендаторов) под надуманным предлогом изъяли и уничтожили электромобили EV1. В фильме: «Кто убил электромобиль?» говорится о том, что производство электрокаров было приостановлено под давлением нефтяных корпораций, боявшихся потерять свой доход. Сейчас (в связи с тем, что электрика берет долгожданный реванш) планируется съемка нового фильма: «Кто спас электромобиль?». Сейчас даже на скромном украинском рынке электромобили представлены в количестве, достаточном, чтобы удовлетворить потребность в электротранспорте.
Где купить?
Большинство уважающих себя производителей авто старается включить в линейку хотя бы один электрокар. Есть подороже – Ягуар за 270 600 грн, есть дешевле - «китаец» в районе 100 000 грн. В Интернете очень много предложений по продаже электрокаров.
Достоинства
- Экологичный транспорт, не загрязняющий своими выхлопами окружающую среду. Правда, для того, чтобы в городах люди задышали наконец полной грудью, на такие авто должны пересесть большинство автомобилистов.
- Это дешевый вид транспорта: полный заряд, на котором можно проехать до 100 километров, обойдется автолюбителю всего в 5-6 грн по счетчику электроэнергии. Также владельцам электромобилей не нужно думать о замене масла, тосола и проч.
- Малые габариты и масса, т.е. на электромобиле проще парковаться, меньше изнашиваются покрышки и прочие комплектующие.
- Бесшумно! Тот дополнительный комфорт в салоне, за который приходится доплачивать владельцам авто премиум-класса, в электрокарах есть по умолчанию.
- Невозможность преодолеть приличное расстояние без подзарядки. На сегодняшний день это все-таки чисто городское авто, ведь больше 100-200 км на одном заряде проехать не получится, можно застрять без розетки в лесу и ждать эвакуатор. Отправляться в далекое путешествие на нем вообще не представляется возможным.
- Инфраструктура украинских городов к ним не приспособлена совершенно. В Киеве есть всего одна официальная электрозаправка (о ней — ниже), да и то установленная, чтобы «попробовать». При том что в благополучном забугорье (в список таких городов постепенно входит и Москва) для электромобилей выделяют лучшие места на парковках около «розеток», от которых можно заряжаться как 6 часов, так и (более скоростной вариант) всего 30 минут. Что уж говорить о жителях многоквартирных домов, которым, чтобы ездить, придется бросать с балкона удлинитель или договариваться с ЖЭКом об установке второго счетчика около подъезда (да, такая услуга доступна – было бы желание).
- Электрокар значительно медленнее обычного автомобиля: максимальная скорость большинства моделей колеблется в диапазоне 50-100 км/ч.
- Аккумулятор. Он достаточно дорогой (около 8 000 евро), причем его придется менять каждые 3-5 лет.
- Дороговизна. Нынче самый дешевый электрокар примерно на 20 000 евро дороже своего бензинового аналога. Т.е. стоимость бензина на нем если и окупится, то не скоро.
Пока непонятно, нужен ли электрокар в этой реальности. Придется, наверное, ждать, пока эта все еще футуристическая для Украины технология по-настоящему войдет в нашу жизнь. Момента, когда появится больше «заправок», электрокары подешевеют, а в придорожном кафе на просьбу посетителя с удлинителем: «А где тут у вас розетка? Можно машинку зарядить, 20 гривен хватит?» официантка не будет креститься или крутить пальцем у иска, а покажет прайс на зарядку электрокаров.
Первая зарядка для электромобилей в Киеве
Осенью прошлого года на автозаправке ОККО (ул. Героев Сталинграда, 1а) открылась первая электрозаправка. Пока она работает в тестовом режиме, и денег за подзарядку тут не берут. Считается, что сейчас в Киеве около 20 электрокаров, и двое электромобилистов приезжают сюда практически каждый день. Пока машинка «кушает» (где-то минут 30), владелец пьет кофе или читает.
Выглядит «чудо из будущего» более чем скромно: небольшой металлический столбик, открывается небольшим ключиком, открывая доступ к розетке.
В общем, электрокары, хотя для нас и близкое, но пока еще будущее. Лично я дождаться не могу, когда автомобили вместо бензина смогут ездить на электричестве, подзаряжаясь по ночам, как мобильники.
Ну, в электромобилях тоже есть ряд эко-проблем, например, производство и утилизация аккумуляторов. Да и мировые запасы лития не так уж велики, их хватит на замену примерно 10% парка автомобилей электромобилями.
ОтветитьУдалитьМне больше нравятся водородные автомобили - и воздух в городах чистый, и производство водорода может быть вполне экологичным.